14 Ноябрь 2009, 12:16:56Собственность на скот и движимое имущество. Данный раздел касается только собственности на скот и движимое имущество. Вопрос о собственности на землю (пастбища) связан с до сих пор дискуссионной проблемой земельной собственности у кочевых народов вообще. Применительно же к скифам, причем не только кочевникам, но и земледельцам, на нем не имеет смысла останавливаться, пока не будут определены уровень их общественного развития и основные формы социальной организации, чему посвящены следующие главы. Имеются серьезные основания полагать, что скот, повозки с передвижными жилищами и прочее движимое имущество составляли у скифов частную собственность. В «Токсарисе» Лукиана (Тох., 45—46) боспорский царь прямо спрашивает скифа Арсакома: «А сколько у тебя, Арсаком, стад или телег? Ведь в этом заключается ваше богатство». Далее простой и незнатный Арсаком противопоставляется одному северокавказскому аристократу, который имел «десять золотых чаш, восемьдесят четырехместных повозок и множество овец и быков». Частной собственностью становилась и военная добыча после ее раздела. По Геродоту (IV, 64), скиф, убивший врага в сражении и в доказательство этого представивший его голову, имел право на долю добычи. Лукиан же добавляет (Тох., 36), что за пастбища и добычу скифы ведут постоянные войны. О весьма развитом институте частной собственности свидетельствует также глубокое имущественное неравенство, хорошо прослеживающееся на материале скифских погребений. О нем же прямо сообщают Геродот (IV, 65), Псевдо-Гиппократ (De aere, 30), Ппндар (fr. 105, Schol. ad Arist. Aw., 945) и Лукиан (Scyth., 1). Показательно, что градации в имущественном положении кочевников-скифов упомянутые авторы прямо связывают с наличием у них верховых и транспортных животных и передвижных жилищ, а также с их количеством.