29 Ноябрь 2009, 15:44:53«Хорошие ребята,- пишет учительница.- Было поздно, и я сказала: «Ну, идите, мы заговорились. Вас, наверное, дома уж ждут».- «Домой?- пожал плечами Вити. - Ну, нет, я домой не пойду, пойду пошляюсь по улицам. Я стараюсь как можно меньше бывать дома. Нудно там...» - «Точно,- подхватила Таня.- И мы с Ольгой тоже». «Мы тоже,- подхватили остальные.- Родители ругаются, говорят, нас никогда дома нет».- «Да и посидел бы дома, с удовольствием иногда посидел,- опять вмешался Витя,- да уже очень надоедает, что тебя все время воспитывают». Назидания без меры! Наверно, это почти так же плохо, как отсутствие воспитании вообще. Они перестают оказывать воздействие на детей: их просто не слушают, в них не вникают. Если родителям не присуще и это мудрое чувство меры - важный регулятор в воспитании,- жизнь в семье становится пыткой и для отцов и для детей. Когда я увидел в одном семейном дневнике известное высказывание А. С. Макаренко: «За что бы мы ни ухватились в деле воспитания, мы везде придем к вопросу меры», я подумал: здесь очень серьезно относятся к своим родительским обязанностям. В наши дни не часто встретишь родителей, которые бы не слыхали о таких известных педагогах, как Сухомлинский, Макаренко, Ушинский, Корчак, Коменский, не читали бы книг, журналов, газетных статей о воспитании. И конечно, каждого, кто читает все это, прежде всего заинтересовывают те проблемы, которые наиболее остро встают в его семье или помогают уяснить какие-то общие, самые важные установки в воспитании детей. Записывая в дневнике то, что привлекает особое внимание, родители превращают его в своеобразный «учебник педагогики», где актуальные для них теоретические высказывания и положения подкрепляются уникальными материалами из жизни и поведения собственных детей. Очень хорошим советчиком в семейном воспитании бывают такие дневники.