Fors Fortuna
23 Июль 2018, 01:20:16 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Птицы Алтая
Новости:
 
  Начало Помощь Поиск Календарь Галерея Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Национальные черты  (Прочитано 9676 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Drovosek Автор темы
Администратор
Ветеран
*****

Карма: 264
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 977



« : 08 Февраль 2008, 13:12:40 »

источник: info.sibnet.ru

«Встречаются как-то русский, немец и американец…»

Американцы – глупые толстяки, китайцы – хитрые коротышки, французы – распущенные лягушатники. Такие выводы мы делаем из анекдотов про иностранцев и светских бесед. В итоге с трудом понимаем иноземцев как в Сибири, куда они приезжают все чаще, так и за границей, куда бурным потоком несется наша молодежь. Разобраться в наиболее распространенных национальных стереотипах и понять, что за ними стоит, попыталась корреспондент Sibnet.ru.

Один француз – любовник, два – дуэль, три – революция

СТЕРЕОТИП ФРАНЦУЗОВ: утонченные, любвеобильные, открытые, стремятся к красоте форм. Непрактичны, любят лягушек и сыр.

Как объясняет языковед и преподаватель курса «Межкультурные коммуникации» НГТУ Евгений Соснин, корни любвеобильности французов и их стремления к красоте кроются в истории Франции.

- В 18 веке она играла огромную роль в становлении куртуазной культуры, которая как предполагала красоту форм, изящество и утонченность, - говорит Евгений. – Любвеобильность же и культ телесной красоты пришли в эту страну после того, как Европа сбросила с себя религиозные оковы. Здесь оно проявилось особенно сильно из-за лидирующего положения Франции, ну, и плюс французский темперамент.

А вот то, что французские женщины – образец утонченности и моды, на практике не подтверждается. «Стереотип французской утонченности, которую вы знаете, относится лишь к богатым французам Парижа, - рассказывает чилиец Жером Салас, проживший во Франции 15 лет. - Французские женщины больше беспокоятся о состоянии кожи и о естественности. То, что они всегда следуют моде – тоже миф. Мода французской женщины определяется ее собственным характером и стилем жизни».

Жером подтверждает, что французы очень открыты, вежливы и обладают тонким чувством юмора. Однако с французской непрактичностью сложнее: оказывается, меркантильность – одна из главных черт французских мужчин. Они экономят даже на подарках своим женщинам, а, приглашая их в кафе, платят только за себя. «Но если девушка выразит желание оплатить мужчине счет – наш ответ всегда будет «ДА!», - развенчивает Жером миф о галантных кавалерах. Новосибирский психолог Артем Ершов, у которого среди друзей много французов, отмечает также инфантилизм французских мужчин:

- Мое впечатление о французских мужчинах до 35 - это инфантильность и незрелость сознания, - говорит Артем. – Причины, я думаю, в комфортной обеспеченности французской молодежи, не позволяющей задумываться о грузе ответственности за свою и чужую жизнь.

Один немец – солдат, два – два солдата, три – три солдата

СТЕРЕОТИП НЕМЦЕВ: пунктуальные, деятельные, холодные. Обожают сосиски и пиво.

Как отмечает сибирячка Наталья Бормусова, уехавшая в Германию получать «вышку», пунктуальность немцев – это чистой воды миф. «Автобусы и метро действительно ходят точно по расписанию, минута в минуту, - говорит Наталья. - С поездами хуже, опаздывают, почти всегда. А вот людей пунктуальными вовсе не назовешь. Если для нас есть предельные 15 минут ожидания, то у них нужно просто ждать…»

Представление о холодности немцев тоже имеют мало общего с реальностью. По словам Натальи, они очень приветливы и улыбчивы. «Если продавец, отдавая вам чек, не сказал, улыбаясь, «Счастливого вечера» или «Хороших выходных», то можете смело считать его грубияном», - говорит сибирячка.

Евгений Соснин подтверждает, что деятельность действительно у немцев в крови. Наталья же уточняет: только в законные восемь рабочих часов. «После работы они задерживаются редко, а работать в выходные - это просто для них просто моральное преступление!»

Единственное, что остается верным в нашем представлении о немцах – это их любовь к пиву. Для них, подозревает Наталья, пиво – это вообще не алкоголь, оно продается даже в студенческих столовых. А вот пресловутые сосиски – скорее, атрибут Октоберфеста, и к стереотипам их причислять не стоит.

Укрывающиеся от ветра перемен

СТЕРЕОТИП КИТАЙЦЕВ: хитрые, странные, консервативные, дисциплинированные.

Китайцы – одна из самых загадочных наций на земле. Как говорит Евгений Соснин, причина – в самобытности их культуры, которая закрыта для европейских веяний и, вообще, всего нового. «В Китае очень медленно происходят различные изменения условий жизни, отсюда консерватизм его жителей, - отмечает Евгений. – Их культура и история не знали резких сломов, поэтому они – люди устоявшихся традиций, и навязать им какие-то свои новые идеи практически невозможно».

Дисциплина китайцев, которой поражались еще наши деды, конфликтовавшие с узкоглазым племенем, бросается в глаза и сегодня. «Китайцы - это удивительная нация, - рассуждает шеф-редактор Sibnet.ru Илья Стахеев, общавшийся в ними и в России, и в Китае. - Все полтора миллиарда можно выстроить в одну шеренгу и заставить делать то, что требуется во имя интересов Поднебесной. Плюс, китайцы очень чтут авторитет. Если ты выглядишь важно, у тебя есть какие-то атрибуты твоего авторитета, то к тебе будут относиться с большими почестями».

Многие русские считают китайцев хитрыми. Евгений Соснин утверждает, что за этим ярлыком стоят желание китайцев жить своим умом и принцип «срединности». «Они всегда занимают наблюдательную позицию и смотрят, чем закончится та или иная ситуация, делая по пути свои выводы, - говорит Евгений. - Это очень удобно, а кроме того, соответствует главному принципу даосизма «у-вэй», то есть, «не-деяние», уклонение от бессмысленной деятельности».

«Американцы верят в бога, потому что их бог – деньги»

СТЕРЕОТИП АМЕРИКАНЦЕВ: толстые, глупые, продажные, низкодуховные, лживые, недобрые.

По различным исследованиям, именно об американцах у нас самое невысокое мнение. Но при этом многие говорят о большом сходстве американцев и русских.

- Из всех иностранцев, с которыми я когда-либо общался, американцы наиболее похожи на нас, русских, - говорит новосибирец Михаил Белов, живущий в Америке периодами. – Единственное, чего в них не хватает – анархии, что ли… Они не могут представить, как это - не подчиняться правилам.

Эта привычка делать все по шаблону и породила у русских стереотип о глупом американце. Но Евгений Соснин находит и его реальное подтверждение. «В Америке существует два типа школ, - говорит он. – В одних образование идеальное, там готовят пятипроцентную элиту управленцев. А остальные 95 процентов, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Уровень грамотности в Америке очень низкий, по официальной статистике, каждый пятый не умеет читать и писать».

Продажность же, которую мы приписываем американцам, не что иное, как наша реакция на их «капиталистический» уклад. «Для русских это непонятно, как можно делать все ради выгоды, - говорит Евгений Соснин, - для американцев же во главе угла – прибыль. Поэтому мы считаем их не только продажными, но и бездуховными».

С лживостью и недобротой все просто, достаточно вспомнить американские дежурные улыбки, стандартный ответ «Fine» на вопрос «How do you do» и все в таком духе. «В условиях погони за прибылью открыть душу – это, фактически, проиграть. Слабые стороны тут же будут использованы соперниками и конкурентами, - объясняет Евгений. – Поэтому американцы носят «маски».

Русские: разрыв шаблонов

Основное, что мы знаем о себе из уст иностранцев – это пресловутые широта и загадочность русской души. Но вот что вещает американское руководство по поведению в бизнесе относительно русских:

- россияне – гордые люди, их нельзя унижать;

- они не так заинтересованы в деньгах, как вы, и легко могут отказаться от сделки;

- они будут подговаривать вас «обмануть систему»;

- как можно чаще показывайте недоверие к бюрократии и слепой власти;

- выпивайте с ними между встречами. Это один из самых легких способов «навести мосты».

На самом деле, о русском менталитете можно говорить бесконечно долго, особенно в России. Поэтому выделим главное, что поражает, а иногда просто бесит в нас иностранцев – умение выходить за рамки.

- Русских всегда угнетал официоз, обилие законов, жесткие правила и рамки, - говорит Евгений Соснин. – Поэтому умение их обходить у нас в крови. Вспомните – даже в детских сказках побеждал герой, который обладал смекалкой и хитростью и мог обходными путями пройти через все препятствия. Мы показываем всему миру и тем, кто с нами контактирует, что можно жить по-другому. У нас свои стандарты, свои взгляды на мир, и это многих раздражает.

Ольга Ярославцева, Sibnet.ru
Записан
Felena
Новичок
*

Карма: 7
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 29



WWW
« Ответ #1 : 22 Май 2008, 14:07:08 »

Да, с этим можно согласиться,интересно, а что можно сказать об украинцах??
Записан
Drovosek Автор темы
Администратор
Ветеран
*****

Карма: 264
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 977



« Ответ #2 : 22 Май 2008, 21:59:57 »


Загадка украинской души
или Особенности менталитета украинцев


Культивируемые ныне так называемые черты украинской ментальности типа "соборности", "державности", "униатства" и проч. — это содержание идеологического процесса, но никак не этнического менталитета.

Менталитет — не просто важный, а важнейший фактор, влияющий на мотивацию персонала. Пока что в большинстве случаев доминирующую роль играют "советские" факторы, «Кодекс строителя коммунизма», переписанные доктрины Православия.

На менталитет нации оказывает влияние также то, что Украинское государство стремится не столько существовать, сколько доказать всему миру, что оно существует. Жизнь в государстве, тратящем слишком много средств на "подкрашивание фасада", не очень уютна. Она похожа на жизнь в потемкинской деревне, такой «потемкинский капитализм».

Однако украинская нация советского и постсоветского образца — это два абсолютно разных этноса, хотя их и составляют в основном одни и те же люди.

Каковы основные предпосылки, фундамент образования украинского этноса?

1. В отличие от соседей-кочевников, в том числе дpевних венгров и болгар, украинский этнос кpисталлизовался и до сих поp существует в собственном этноаpеале и вокpуг него. Такое постоянство геогpафического окpужения пpивело к почти идеальной адаптации укpаинца к ландшафту, что не могло не найти отpажения в ментальных установках. Днепp и Десна, Каpпаты и Степь, Хоpтица и Великий Луг — для укpаинца это не пpосто топонимы, обозначающие пpиpодные объекты, но нечто большее: эстетически воспpинимаемая сpеда пpоживания, их окpужение, их миp, их Дом (с большой буквы), а часто — поэтические обpазы и элементы мифологии.

Восприятие статичных форм лесостепного украинского рельефа, далеких горизонтов, наполненных мягкими, плоскими волнами плодородных земель порождает мечтательность, чувственность, пассивность, беззаботность и одновременно — склонность к воле и анаpхии.

2. Пpевосходство "сеpдца над pазумом". "Специфическими чеpтами укpаинской миpовоззpенческо-философской ментальности, — пишет М.Шлемкевич в книге "Загублена укpаїнська душа", — есть напpавленность на внутpенний эмоционально-чувственный миp человека, в котоpом господствует не холодный pациональный pасчет "головы", а жгучий пpизыв "сеpдца".

3. Отношение к земле укpаинского кpестьянина гpаничило с ее обожествлением. Земледельческий обpаз жизни в совокупности с близостью к пpиpоде вообще pождал не только лиpичность или пpовинциальную сентиментальность, но и чувство собственного достоинства, увеpенность в своих силах, в какой-то меpе — индивидуализм. В чувстве собственного достоинства, значимости коpенится остpое, даже болезненное чувство спpаведливости, ненависти к ущемлению, толкающие укpаинца к пеpманентному поиску пpавды.

4. На формирование специфических черт украинского менталитета оказало влияние уже упомянутое выше длительное вхождение украинских земель в состав разного рода государственных образований (Литовского княжества, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Османской и Российской империй) и столь же длительная борьба за независимость, породившая такие ментальные качества, которые, казалось бы, противоречат друг другу. Так, "с одной стороны, квинтэссенция украинского духа — казак — вольнолюбивый индивидуалист. Эти индивидуальные начала, их индивидуалистические представления имеют свои положительные и отрицательные стороны в характере народа... С другой стороны, столетия крепостного права не могли не наложить свой отпечаток. Это рождало в массе украинского крестьянства "почуття громади", чувство взаимопомощи, поддержки и др.".

С одной стороны — авантюрно-казацкий (лицарский) стиль жизни, с другой — стиль потаенного существования, порождаемый необходимостью скрывать свой внутренний мир от врагов. Если первый — источник активности, то другой принуждает к жизненной философии "моя хата с краю".

5. Начиная от восточно-славянского веча и казацкой рады, украинский народ всегда тяготел к более демократичным и республиканским формам правления, в отличие от других европейских стран с их идеями "цезарепапизма". Но все тот же индивидуализм, выступающий обратной стороной демократизма, являлся одной из главных причин отсутствия на протяжении длительного времени собственной государственности.

"Аристократизм духа, — писал Г. Ващенко в 20-е годы в работе "Психiчнi властивостi українцiв i причина наших невдач", — логически ведет к индивидуализму, индивидуализм ведет к эгоизму, формой которого есть амбициозность". Политические амбиции, гипертрофированный индивидуализм в политике привели к тому, что борьба за власть приобретает острый, конфликтный, иногда — трагический характер. Она не останавливается с победой одного из политических образований: ему всегда противостоят оппозиционные силы.

Суть украинской ментальности лучше всего характеризует термин "Хуторянство".

"Хуторянство" — это естественное состояние украинской нации.

Большинство политиков, в т.ч. и президент, — продукт украинского хуторянства, его воплощение, по сути — его классический образец. Ему не приходится притворяться, заявлять о своей принадлежности к народу. Украинский хуторянин видит в нем себя, смотрится в него, как в зеркало. А хуторян-украинцев, даже живущих в городах, не менее 60%. Значителен их процент и в самом Киеве, который удвоился в последних полвека за счет притока из глубинки.

Общие черты:
Чувственность, эмоциональность мотивации
Смекалка, т.е. выполнение задачи, несмотря на отсутствие всех необходимых ресурсов
Гостеприимство
Доброта
Выносливость
Отсутствие «духа капитализма» у большинства населения, социальное иждивенчество
Социальная зависть
Неточность во времени, непунктуальность
Не следование технологической дисциплине

Следует учесть и неравномерность распространения описанных выше факторов по территории Украины, ибо она отнюдь неоднородна ни по хронологическим, ни по региональным признакам. Не надо быть специалистом, чтобы сделать вывод, что на Западе мы получим совершенно иные результаты, чем в Восточных или Южных областях страны. В разных регионах разное отношение к историческому прошлому, культурному наследию, языку, религии, перспективам развития и т.д.

Разницу украинского и российского менталитета используют даже рекламисты. Взять, к примеру, фразу, часто используемую в нашей рекламе: «Зачем платить больше?». Эта фраза подчеркивает бережливость, присущую украинскому народу. Вряд ли такой же резонанс она возымеет на родине «открытой русской души». Еще одна характерная черта украинского этноса — недоверчивость и подозрительность. Именно «благодаря» этому качеству проваливаются рекламные кампании, идея которых основывается на мнении авторитетной особы, чаще всего звезды телеэкрана. Для украинца скорее авторитетом будет удачливый сосед, а не сценическая дива.

Обобщая сказанное, еще раз отметим основные черты украинского менталитета.

Во-первых, духовная связь украинцев со средой их обитания. "Привязанность к определенным территориям или местностям в их границах... — пишет Э.Смит, — носит мифический и субъективный характер. Для этнической идентификации более важны привязанность и ассоциации, чем жизнь на этой земле или обладание ею".

Во-вторых, верховенство индивидуализма над коллективизмом, что отмечают практически все исследователи данного феномена. Как писал А.Кульчицкий, "наш персонализм гораздо более, чем в Западной Европе, был направлен в сторону интровертного углубления, во внутренний мир личностного переживания.

В-третьих, верховенство эмоциональности над рациональностью, чувства над интеллектом, "сердца" над "головой" — кордоцентризм, особенно в философии, о чем достаточно много говорят современные украинские историки философии.

В-четвертых, определенный социальный фатализм, то есть вера в автоматичность исторического процесса, откуда вытекает постоянный уход в малые группы, в семью воздержание от участия в решении серьезных социально-политических проблем.

В-пятых, двойственность внутреннего мира, совмещающего в себе авантюрно-казацкий (активный) психологический тип и тип "потаенного существования" (пассивный).

В-шестых, «всеобщая уравнительность» и лояльность украинцев, обусловленная спецификой семейных отношений, традициями политической саморегуляции и религиозной жизни.

Вспомним присказку, — "в армейскую часть привезли новобранцев. Русский первым делом интересуется, где столовая, украинец — где сержантская школа. С очень глубоким подтекстом шутка. Если под «армейской частью» понимать СССР... то роль в нем украинцев просматривается неплохо".

Действительно, не только большой удельный вес украинцев среди сержантского и офицерского состава Советской армии — факт общеизвестный, но и огромное количество хозяйственных и партийных руководителей разных рангов, разбросанных по всем областям и странам бывшего Союза, свидетельствуют о: а) высокой самоидентификации украинцев со всем советским народом; б) хозяйственность и стремление к обособлению.

Итак, взвесим все "за" и "против". С одной стороны, мы имеем общие с западноевропейской цивилизацией корни и вплоть до XVII века развивались в общеевропейском контексте, что нашло отражение в ментальных созвучиях украинской и европейской мировоззренческих принципов. С другой стороны, за последние 350 лет и в ментальности украинцев, и в ментальностях европейцев произошли коренные изменения, связанные с различными путями исторического развития. Мы больше не представляем с ними единой ментальной общности, зато у многих украинцев пока очень высокий уровень идентификации с событиями недавнего советского прошлого.

Есть такая притча. Англичанина спросили: сложно ли вырастить газон? — Очень просто, — ответил тот. — Нужно обработать землю, посеять хорошие сорта, регулярно поливать и подрезать траву. — И все? — В основном все. Пройдет триста лет — и получится отличный газон...

Несколько поколений людей родились и прожили в условиях расслабленного состояния, психология у них и их детей сформировалась потребительская, нетребовательная ни к себе, ни к людям, ни к качеству жизни. Вместе с тем строительный материал самостоятельного государства — это люди. Так что, видимо, сменится несколько поколений, прежде чем возникнет по-настоящему предпринимательский высококультурный класс, развитое гражданское общество и устойчивое государство".

© Management.com.ua


* 2008-05-23_015254.jpg (176.87 Кб, 1021x693 - просмотрено 321 раз.)
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Карта сайта: стр.1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13; Таблички; Спасибо; Прочее; Прикол; Авто



Powered by SMF 1.1.20 | SMF © 2006, Simple Machines
TinyPortal v0.9.8 © Bloc
Страница сгенерирована за 0.186 секунд. Запросов: 28.