Fors Fortuna
21 Сентябрь 2018, 15:40:15 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Птицы Алтая
Новости:
 
  Начало Помощь Поиск Календарь Галерея Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: стереотип учителя и учительницы  (Прочитано 805 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Боррат Автор темы
Старожил
****

Карма: 29
Offline Offline

Сообщений: 261



« : 25 Декабрь 2014, 10:49:36 »

Стереотип учителя и учительницы в массовом сознании

В. А. ВЛАЙКОВА

В последнее время понятие стереотипа активно входит в круг лингвистических исследований. Стереотип - это устойчивое, обобщенное, чаще всего предвзятое представление ("образ в голове человека") [1.С. 134] о том или ином народе, профессии, возрасте и т.д.

Остановимся на некоторых профессиональных стереотипах -устойчивых, нередко субъективных представлениях о людях какой-либо профессии. Возникающие при этом признаки закрепляются за названиями профессий: артист - легкомысленность, притворство; сапожник - примитивность, неквалифицированность; чиновник - бюрократизм, формализм и т.д.

Существует ли стереотип учителя и учительницы в массовом сознании современного российского общества? Есть ли между ними существенные различия?

Встречаются метафорические сочетания с родительным сравнения лицо учителя (учительницы), тон учителя, взгляд учителя, которые предназначены для того, чтобы "дать яркую образную характеристику какому-либо свойству действующего лица через определенный (социальный, возрастной, моральный) тип человека" [2]: "Если читателю покажется, что я впал в тон учителя - читатель будет не прав" (Горький. Заграничные впечатления).

Учитель в массовом сознании - это не безликий представитель профессии. Ему присущи определенные внешние особенности: это мужчина в строгом, чаще всего старомодном костюме, преимущественно с очками: "Учитель черчения Михаил Васильевич Постников. Настоящий гимназический учитель.... Он как бы вымуштрован - ходит ровно, не качаясь. Следит за собой. Брюки всегда со складками, пиджак без пылинки, галстук как струна..." (Давыдов. Театр моей мечты).

На протяжении веков профессия учителя воспринималась обществом неоднозначно. С одной стороны, человека этой профессии уважали за образованность, ум, благородство. С другой, относились к нему снисходительно и порой презрительно, считая его мелким и незначительным человеком: "...воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною" (Пушкин. Дубровский).

Что же можно сказать об учителе-женщине!

Учитель - одна из профессий, которая издавна в литературном языке имеет тендерную дифференциацию: специальное наименование для лица женского пола, профессионально обучающего кого-либо - учительница.

Анализ материала показывает, что у "женских" разновидностей профессий может развиваться отрицательный компонент, причем как на основе профессиональных качеств лица определенной профессии, так и на основе негативных внешних ассоциаций.

Известно, что среди женщин - учителей всегда было и есть немало красивых, со вкусом одетых, удачливых в семейной жизни особ, однако в массовом сознании закрепилось иное представление об учительнице: это чаще всего некрасивая старая дева, старомодно одетая, в очках, с пучком на голове; она строга, придирчива, обычно громко говорит. Устойчивое представление о внешности учительницы проявляется в следующих языковых конструкциях: в сочетании названия профессии с синтаксическим распространителем, "который указывает на сферу приложения образной характеристики лица: внешне, с виду, по лицу, по наружности, по манерам, по духу и т.д." [3. С. 145]: "... На пороге - молодая женщина в осенней куртке. По виду - школьная учительница, т.е. немного старая дева. Правда, без очков, зато с коленкоровой тетрадью в руке" (Довлатов. Чемодан); в адъективных сочетаниях прилагательных вылитая, настоящая, типичная с названием профессии (учительница) или ее разговорно-просторечными производными учителка (нар.- разг., БТС), училка (пренебр., БТС), учительша (простореч., БАС): "В проем на выбраковщиков глядело некрасивое сморщенное личико - жидкие бесцветные волосы, тяжелые очки. Типичная училка из числа люто ненавидимых школьниками (Дивов. Выбраковка); в сравнительных оборотах, чаще всего основанных на взаимосвязи между особенностями внешности учительницы и профессиональными качествами учителя в целом. При этом сравнительные обороты могут не иметь явно выраженной экспрессивной окраски: "По вторникам возил Фриду в парикмахерскую, откуда она выходила с аккуратно уложенными седыми локонами, строгая и правильная, как учительница" (Елизавета Алканская. Кредитная история // Вестник США. 2003. 3 сент.). И напротив, включать в свой состав яркий негативный признак: "Она в своей коричневой форме, только без передника и без белого воротничка, такая строгая и скучная, как учительница" (Осеева. Динка).

В языке встречается немало сравнительных оборотов, которые могут указывать не только на типичные особенности внешности учительницы, но и на ее профессиональные качества, которые могут быть так¬же присущи и учителям-мужчинам: "Охотнее всех откликалась на его просьбу Алина; она поправляла его речь обстоятельно, как учительница" (Осеева. Динка).

При сопоставлении внешних особенностей мужчины и женщины-учителя в языке можно выделить несколько общих признаков: скромность, строгость, старомодность, а также профессиональные качества.

Однако у учительницы в большей степени проявляются строгость, громогласность (порой склонность к повышенным тонам), принципиальность, недоброжелательность, ограниченность в восприятии явлений действительности.

В целом стоит отметить, что у профессии учительница в настоящий момент активно распространяются негативные шутливо-иронические оценки, что можно заметить по частому использованию этого образа в анекдотах, комедийных телепередачах, фильмах: "Появляется Юппер -синий чулок, злобная училка в очках - зал хохочет" (Известия. 2002. 21 янв.). В школьном и студенческом жаргоне зафиксировано немало специальных наименований учителя и учительницы, причем здесь эти номинации имеют четкую тендерную и предметную дифференциацию и шутливо-иронический или пренебрежительный характер. Они чаще всего возникают на основе названия предмета: русачка, русичка (учительница русского языка), химоза (учительница химии) и др.; содержания предмета: тычина, тычинка (учительница биологии); самец (учитель биологии), самоделкин (учитель труда), молекула, селитра (учительница химии) и др. При этом в жаргоне значительно больше "женских" наименований, но это, на наш взгляд, не столько показатель особого негативного отношения именно к профессии учительница, сколько отражение особенностей социального устройства общества, в котором подобную работу выполняют преимущественно женщины.

Таким образом, стереотип учителя и учительницы претерпевает значительные изменения в настоящее время. В большей степени они касаются именно женской разновидности этой профессии, что, на наш взгляд, связано с современными социальными условиями. Женщина-учитель - сегодня малопривлекательный образ для современной молодежи. Мужчина-учитель теряет негативный оценочный компонент, но сохраняет "классические" качества учителя в целом, которые изначально и легли в основу образования у названия этой профессии переносного значения.

Все это позволяет нам говорить о подвижности коннотаций у некоторых названий профессий, особенно у тех, которые имеют тендерную дифференциацию. Она обусловлена, на наш взгляд, экстралингвистическими факторами, но последовательно проявляется в речи, отражая тесную взаимосвязь языка с современными процессами в общественной жизни.
Записан
Zeratul
Новичок
*

Карма: 0
Offline Offline

Сообщений: 5


« Ответ #1 : 20 Январь 2017, 19:01:21 »

Гендерное разделение это важно, женщина учит одному, мужчина другому.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Карта сайта: стр.1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13; Таблички; Спасибо; Прочее; Прикол; Авто



Powered by SMF 1.1.20 | SMF © 2006, Simple Machines
TinyPortal v0.9.8 © Bloc
Страница сгенерирована за 0.118 секунд. Запросов: 28.